marina_ogor (marina_ogor) wrote,
marina_ogor
marina_ogor

Categories:

«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»

Посмотрела вчера интернет-трансляцию на Первом канале нового фильма Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». И хочу поделиться впечатлениями об увиденном.

542613
kino-teatr.ru

Прежде всего, подобный жанр – документальное повествование о жизни в современной глухой российской деревушке – не открытие. Вспоминается прекрасный журналистский фильм из 4-х частей «Счастливые люди». Но тут за дело взялся именитый режиссёр художественных фильмов, поэтому зритель вправе ожидать если не художественых обобщений, то неких метафор, которые что-то важное (желательно новое) скажут о русской деревне и людях, кто в ней живёт.

Кончаловский, как я его поняла, не видит никакого особого смысла в такой жизни нескольких обитателей деревни Косицыно в Архангельской области. Живут они плохо, тяжело, криво, поголовно спились – даже те семьи, где есть женщины. Но на примере главного героя – немного малахольного мужика средних лет Алексея Тряпицына, почтальона, бросившего пить пару лет назад – всё же показывает зрителям, что даже в богом забытой глуши можно выжить, не деградировать, если ты: а) созерцатель; б) не подвержен вредным привычкам; в) работаешь; г) дружишь с природой; д) разговариваешь с детьми; е) о ком-то заботишься.

Сам Тряпицын интуитивно нашёл эти опоры для себя, и он единственный, за кого не страшно в этом реалити-кино. У него всё будет хорошо, если не запьёт в конце концов как все в его ближнем круге.

Но, собственно, я – не о героях, а о смыслах, метафорах этого кино. Если брать за точку отсчёта Тряпицына и его односельчан, то всё остальное кроме глади Кенозера и лесов выглядит параллельными мирами. И пролетающая за спинами мужиков ракета из Плесецка, на которую они не обращают ни малейшего внимания (гениальный кадр), и символы государства - участковый и инспектор Рыбнадзора. Они тут абсолютно случайные персонажи.

Кончаловский показывает, насколько самодостаточен мир жителей деревни Косицыно. Они всегда будут жить так, как привыкли. Меняться будет лишь фон телепередач, под которые завтракает каждое утро Тряпицын. Ну может быть марка мотора, которым он ежедневно бороздит озеро, или его китайские резиновые шлёпки, на которые он смотрит каждое утро сверху вниз. Пенсия раз в месяц, газеты и хлеб, привезенные на лодке Тряпицыным, звук телевизора – вот и все, чем до них доносится большой мир, который где-то там. А это мир будет жить всегда по своим внутренним законам. Чужие тут не ходят, как говорится.

И ещё кот, который периодически мерещится главному герою. Я его расшифровала как символ «другой жизни», «лучшей жизни», которая могла бы с Тряпицыным случиться, уедь он из этих мест.

Как хорошо, что Кончаловский не напустил в своё кино патриотичной патоки, а показал ровно то, что есть: дома с послевоенным интерьером, вечно пьяного Колобка, полностью разбитую школу, воду, которую зачерпывают в Кенозере и, не кипятя, пьют, мужчин, которые не здороваются за руку и не говорят «спасибо»... И как же хорошо, что режиссёр не утверждает, что это и есть настоящая Россия. Это часть России – не лучшая и не худшая из других её частей. Просто часть.

Но самой большой загадкой для меня осталось – что увидели и за что высоко оценили эту ленту члены жюри кинофестиваля в Венеции (фильм получил «Серебряного льва» в сентябре 2014 г)? Ни на секунду не подвергаю сомнению их выбор и художественные достоинства фильма, но, правда, хочется знать: про что для них этот русский фильм, в котором сюжет написан самой жизнью?

Лично мне хочется сказать Андрею Сергеевичу спасибо за реализм, за выверенный баланс - и в чернуху не скатился, и в пафосе не захлебнулся.
Tags: житейское, кино, те кто
Subscribe

  • "Место под солнцем"

    Очень классным местом оказался Музей русского импрессионизма (недалеко от Белорусского вокзала). До революции здесь была кондитерская фабрика,…

  • про различия

    Раньше я была очень непримиримая девушка. В смысле категоричная. Правильно (делать/думать) – вот и вот так. А вот так – неправильно. Правила…

  • «не стало домашних девочек»

    Была тут в компании медиков в минувшие выходные. Две семьи, в которых по стопам родителей пошли дети – учатся сейчас в мединститутах на средних и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments

  • "Место под солнцем"

    Очень классным местом оказался Музей русского импрессионизма (недалеко от Белорусского вокзала). До революции здесь была кондитерская фабрика,…

  • про различия

    Раньше я была очень непримиримая девушка. В смысле категоричная. Правильно (делать/думать) – вот и вот так. А вот так – неправильно. Правила…

  • «не стало домашних девочек»

    Была тут в компании медиков в минувшие выходные. Две семьи, в которых по стопам родителей пошли дети – учатся сейчас в мединститутах на средних и…